Нина Пикулева: Искусство помогает передавать настроение на любое расстояние
Каждый из нас изучал в школе, на уроках литературы, массу стихотворений, но немногие знают, что по соседству с нами, в Челябинске, живет состоявшаяся детская поэтесса Нина Васильевна Пикулева, которая уже много лет пишет стихи для детей, в том числе для самых маленьких. О том, как рождается стихотворение, откуда приходит вдохновение и как его не упустить – в интервью Агентству новостей«Доступ».
- Нина Васильевна, как началась ваша карьера поэта?
- Для меня слово «карьера» – холодное, из другой жизни, оно поддается расчету, а поэзия, она сродни природному явлению, которое нужно открыть в себе. Интуитивно идти в правильном направлении, еще не догадываясь о его существовании...
Меня с юности очень притягивала литература, потому что она касается души человека. Я всегда ощущала себя гуманитарием, хоть и получила после школы высшее политехническое образование. Но должна сказать, что математические знания вовсе не мешают быть поэтом, например в Челябинске живет ученый Константин Быструшкин, и для него математика и есть поэзия.
Начинала я с лирических стихов, что характерно для большинства авторов, а к детской поэзии пришла позже. Детская литература – дело, которое далеко не каждому по характеру и по силам, потому что настоящий детский автор – это не «разгильдяй» и не «монах», это – личность со своей гражданской позицией, благородством помыслов и собственных поступков, огромной любовью к детям, пониманием их и уважением к ним.
Далеко не у всех «взрослых» поэтов получается писать для детей. Например, Роберт Рождественский – я обожаю его стихи и песни для взрослых, но его попытка написать книжку для собственной внучки не удалась, стихи беспомощны, в них нет «живинки».
- Назовите ваше первое стихотворение.
- Оно было беспомощным, как новорожденный цыпленок. Я написала его в пятом классе, проба пера – про кошку и котят. Зато я поняла, что это трудно: сочинить так, чтобы и самому понравилось, и другим. А мое первое осознанное стихотворение появилось, когда мне было 20 лет. Всего четыре строчки, программные:
Я должна начинаться с заботы,
Со стремления, в день изо дня,
Чтобы в жизни хорошее что-то
Началось непременно с меня!
Приятно думать, что в жизни кое-что сделать и впрямь удалось – что-то в городе все же «началось с меня». Школы поэтической педагогики, к примеру, для грудных детей и мамочек. С 1995 года они легко вписались в жизнь, и с той поры их количество множится с каждым годом. Мое творчество близко к фольклору и материнской поэзии, которая всегда оставалась внутри семьи, не выходя к людям в каких бы то ни было публикациях. Потешки, прибаутки пришли к нам из уст наших бабушек-прабабушек, они помогали пестовать младенцев и учить их родному языку с пеленок. Но со временем их оставалось в народной памяти все меньше, а я взяла на себя смелость и труд не просто сохранить, но и приумножить запасы «изустных» жанров.
В детской поликлинике мамочке на первом же приеме скажут: не молчите с ребенком, ваш рот должен не закрываться, если вы хотите, чтобы он заговорил. А что говорить? Как говорить? Где это взять? Передо мной тоже стояли эти вопросы, и я все еще отвечаю на них всем своим творчеством – дарю свои агушечки, потешки, игры, прибаутки, колыбельные, уговорушки, засыпалочки-просыпалочки – этих слов, кстати, вы не найдете в словарях...
То, что 40 лет назад я стала первой на этой стезе и до сих пор не свернула с пути, наверное, и есть мое главное достижение. В самом начале меня не понимали издатели: нельзя публиковать подобные вещи для грудных детей, да еще с комментариями, потому что – это не литература. А ведь сегодня это настоящий полноценный пласт детской литературы, издатели его обозначают: от рождения до двух лет.
- Занимаетесь ли Вы прозой?
- Прозу я тоже пишу, однако, она… взлетающая, близкая к поэзии. Поэты с годами могут перейти на прозу, а прозаики – не начинают писать стихов обычно. Однако есть такие прозаики (имею в виду Михаила Пришвина), произведения которых можно назвать только стихотворениями в прозе. Я же к переходу в спокойную прозу пока не стремлюсь, потому что еще не все сказала в поэзии.
- Как строится творческий процесс – есть какой-то алгоритм или это неконтролируемый процесс?
- Слово «стихи» происходит, по-моему, от «стихия». Ты – как антенна, которая почти всегда готова улавливать настроение, дуновение ветра, свежее слово, которое может привести тебя в состояние взволнованности, и тогда начинает работать мысль. Александр Пушкин сумел описать это чувство: «Еще минута – и стихи свободно потекут…»
Однажды я шла по Челябинску со знакомым художником. Был май, цвели деревья. Повернув за угол самого непримечательного дома, он внезапно замер и потерял дар речи: он увидел великолепную, раскидистую, всю осыпанную белыми цветами яблоню и не смог просто пройти мимо. Он даже засмущался своего восхищения, но я его понимала. Это впечатление «вросло» и в меня вместе с очарованием яблони, и спустя некоторое время я написала эссе – стихотворение в прозе о яблоне-музе, которое все держалось на том настроении.
Однако осенью эту яблоню спилили и теперь очень горько видеть рогатку беспомощных веток загубленной яблони, на том самом месте, где рождалось чудо.
- Могут ли вдохновлять негативные вещи?
- Негатива всегда хватало во взрослой литературе. Потому как вопросов в жизни гораздо больше, чем ответов. А что касается нынешних авторов, среди них очень много авангардистов, которые предпочитают литературе «самовыражение» через бессмысленный негатив и агрессию. Однако если помнить, что литература – это искусство, а оно служит людям и помогает им совершенствоваться, то и негатив можно обратить в урок. Почему любят Достоевского? Его произведения входят в душу огромному количеству людей глубокой философией, в его книгах читатели находят ответы на свои вопросы.
- Что приносит вдохновение?
- Вдохновляет участие, интерес, когда от тебя ждут новых книг или стихов. Когда тебя встретили на улице и сказали: «У меня сегодня праздник, я вас встретил». Люди создают вдохновение чисто человеческим отношением. Искусство помогает передавать настроение на любое расстояние. Однажды у меня совсем не было сил, тогда я включила телевизор, где на праздничном концерте танцевал мальчишка-джигит. Когда я увидела его, то поняла, что парню дано это от природы. Только от этого танца я могла «взлететь» и несколько позже посвятила ему стихотворение.
- Как Вы относитесь к распространению ваших стихотворений в интернете?
- Если человек купил мою книгу, прочел, а после отсканировал ее и выложил в интернет, потому что хотел поделиться своей находкой – ну, конечно, это радует. Еще радует, когда стихотворение не просто поднимает настроение, а работает, к примеру, помощником массажиста. Есть у меня потешка:
Ой-ёй-ёй-ёй-ёечки!
Спал медведь на коечке,
Свесились c кроватки
Две босые пятки.
Увидала Мышка,
Мышка-шалунишка,
Влезла на кроватку –
Хвать его за пятку!
Массажисты приспособили его для работы с малышами, чтобы исправлять косолапость у детей.
А еще бывают детские научные работы, где на примерах моих потешек-прибауток дети показывают, сколько в русском языке самых разных суффиксов, особенно – уменьшительно-ласкательных. То, что в интерете много моих считалок, игр, стихов и потешек плавает бесфамильно, меня не огорчает – для того мы и пишем, чтобы они пригождались людям. Сама я выношу в интернет только то, что уже было опубликовано в моих книгах, а значит, авторство уже закреплено.
Огорчает другое: когда составители сборников без спроса включают в него произведения автора и не указывают имени. Потом люди говорят мне об этих сборниках: Нина Васильевна, а мы видели ваши стихи в таком-то издании, но они без вашего имени. Тогда я иду в магазин, покупаю для своей коллекции эту книгу, а если она дорогая, пишу в издательство, мне ее присылают и извиняются за составителей.
- Приносит ли прибыль творчество писателя?
- Я дожила до пенсии, с трудом сводя концы с концами, работая на нескольких «работах». И это обычная история для писателя, литература не кормит. Особенно, детская. И особенно, на периферии. Еще и поэтому детских авторов – раз-два и обчелся. Сегодня все издательства не государственные, а частные работают сами на себя, поэтому им невыгодно выращивать нового автора, потому что хорошо продаются только уже известные.
- Нина Васильевна, а как строятся Ваши книги?
- Книга – это очень тонкая структура, а не набор случайных стихотворений на разные темы. Начинающие авторы могут расположить стихотворения произвольно, но профессионалы знают, какое стихотворение нужно вынести вперед, какое будет раскрывать суть следующего за ним, а что хорошо в конце, в финале. Сегодня «пошла мода» – написал несколько стихотворений и сразу же «сложил их в книгу», а ведь они, написанные в одно время, могут вовсе не подходить для публикации в одном издании.
- Насколько я знаю, у вас есть стихи в стиле рэп?
- Да, а почему бы нет? Ритм нашего времени, ускорившийся до бега, в них узнаваем, и в этом ничего плохого. Дети на встречах не ожидают такого «поворота» разговора, сразу начинают улыбаться и слушают с невероятным интересом. Ну, как же не попробовать себя в роли рэпера? А ведь для этого нужно еще и читать без запинки, без сбоя ритма, а это довольно трудно. Я включила свой «рэп» в соучебник по русскому языку «Легкие правила», чтобы скрасить детям прописные истины и перечеркнуть множество сложностей «учебного процесса» шуткой, упражнением в стихах, загадкой, легким объяснением сути трудного правила. Не хотите прочесть стихотворение о приставках в стиле рэп? Попробуйте:
ПРИСТАВКА
Приставлена
К слову вплотную!
Но я её вижу,
Нашёл - и ликую:
Поехать, увидеть,
Отдать, помириться,
Допеть, досказать
Или договориться!
Попробуйте вместе
Со мною пройти –
И в каждом глаголе
ПРИСТАВКУ найти!
- Расскажите о вашем главном литературном герое Пинти Гру.
- Мне очень хотелось найти «героя нашего времени», чтобы подарить современному ребенку друга. Время сейчас такое, что научиться дружить – трудно, учиться – трудно, быть услышанным собственными родителями – трудно, им не до разговоров, у них ипотека и прочие хлопоты, а ребенок растет, и неизвестно, что у него в мыслях и на душе.
Я долго думала, каким он должен стать – друг всех детей? Чтобы доверить ему душу ребенка, ждущую внимания и уважения, чтобы он был для них авторитетом и не показным героем, а таким, с которым, как с папой, не страшно и, как с мамой, тепло и уютно? И вспомнила я о своем стихотворении, героем которого был волшебник Пинти Гру. Он появился в 1984 году, но тогда герой жил в прошлом. Я поменяла время и сделала его нашим современником, продумала биографию и главные черты характера. Найти их было мне нетрудно, у меня был отличный пример из жизни. Добрый, мудрый, веселый выдумщик, любящий и понимающий детей. Его прототипом стал мой папа.
Пил чай и хворост хрумал
Волшебник Пинти Гру.
И вдруг – игру придумал,
Колючую игру!
Обрадовался Кактус:
- Ура, ура, ура!
Да здравствует Колючая,
Колючая игра!
Мы Ёжика и Пчёлку
В игру свою возьмём
И хвойную иголку
Под ёлкою найдём!
- Слова нужны? Какие? –
Услышала Сова,
- Волшебные? Простые?
- Колючие слова!
Бежали дети мимо,
Их бабушка звала:
- А нос у Буратино –
Колючие слова?
Строители шагали,
И вместо «Как дела?»
Слова нам подсказали:
Вот – гвоздь, а вот – пила!
А вы-то что ж молчите,
Вы любите играть?
Колючие словечки
Идёмте собирать!
Вышло уже шесть небольших книжек серии «Мой друг – волшебник Пинти Гру» Каждая из них – это одна жизненная ситуация, из которой нужно и можно выйти непременно с хорошим настроением. Внешний вид Пинти Гру создан челябинской художницей Юлией Двойрис. Пинти Гру похож на студента, а вообще он – молодой ученый и поэт. Я поселила его не в столице, а рядом я нами, на Южном Урале:
А он живет – поблизости,
Живет и ходит рядом,
И очень просто до него
Достать весёлым взглядом!
И мы вчера узнали:
Живет он на Урале,
И каждый кто узнал,
Запел: - Ураааа! Урал!
- У вас есть любимое стихотворение среди собственных?
- Любимым бывает то, которым ты сейчас живешь. Давайте я прочту стихотворение-портрет. Только не удивляйтесь – я в нем превращаюсь в... трамвай.
Я умею ЛЕТАТЬ
Трамвай говорит,
Подъезжая, звеня:
- Я еду, я тут! Я тут!
Одни пассажиры
Покинут меня,
Другие вот-вот войдут.
И я разбегусь,
И на всех парусах
Над рельсами поднимусь!
Послышится: «Ах!
Мы летим в облаках?!»
А я высоты – не боюсь.
И пусть вы не видите
Крыльев моих,
Не видите крыльев моих –
Они не дадут
Ни упасть, ни пропасть,
Когда вы поверите в них.
- Нина Васильевна, есть ли сегодня у людей потребность в поэзии?
- Есть! Как есть и немало людей, пишущих стихи. Хотя литературной среды, которую создавали литературные объединения во времена СССР, практически нет и молодой автор не может услышать мнения собратьев по перу, но любовь к поэзии в русском человеке живет. И чаще – в среде интеллигенции.
- Нужно ли популяризировать поэзию и как это делать?
- Да, это необходимо. При Союзе писателей СССР было Бюро пропаганды художественной литературы. Нам выдавали путевки в самые разные аудитории для выступлений, литературных встреч. Авторы приходили и в цеха во время обеденного перерыва, и на фабрики, и на полевые станы. И люди расходились после с просветленными лицами. Сейчас этого остро не хватает. И люди становятся все приземленней. После распада СССР писатели попытались восстановить эту систему, но не получилось.
Сергей Боровинских,
фото из личного архива Нины Пикулевой
Дорогой Александр!
Спасибо Вам за то, что Вы взялись за редкое дело: сохранение памяти о первом детском поэте Южного Урала Василии Николаевиче Кузнецове. Ведь до Вас этим не занимался никто, хотя многие не просто знали, но и любили его известную сказку "Базар". Не только на Урале люди ходят по земле, богатой самоцветами и не дорожат тем, что имеют, не любуются тем, что подарено людям. К сожалению.
А насколько жизнь становится краше и интересней, когда вот так остановлено мгновение, чтобы привлечь к нему внимание и полюбоваться тем, что имеем.
И вместе с возвращением в нашу реальную жизнь имени этого скромного и доброго человека, детского поэта Василия Кузнецова,теперь уже потихоньку встают живые картинки из жизни его последователей, живущих там, где жил и работал он. Он потянул за ниточку и наши имена))) Благодаря Вам.
Нельзя забывать людей, отдающих себя благородному, бескорыстному служению. Они ничего не просили для себя. Они дарили себя людям.
С уважением и благодарностью,
Нина Пикулева